5 октября 1951 г. принято решение об осуществлении в течение года разработанного в ОКБ М.Л. Миля проекта многоместного
десантно-транспортного вертолета на 12 человек.
3 июня 1952г. был выполнен первый свободный полет.
В декабре 1952 г. в Саратове развернули серийное производство этих вертолетов, получивших название Ми-4. Позднее производство
перевели в Казань, где оно продолжалось до 1966 г. Всего было сделано 3307 вертолетов Ми-4 всех модификаций.
Масса поднимаемого груза: нормальная - 1200 кг, максимальная - 1600 кг.
Несколько лет Ми-4 оставался самым тяжелым и грузоподъемным вертолетом мира, его прекрасные летно-технические характеристики
позволили установить 8 мировых рекордов. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. вертолет был удостоен диплома и золотой
медали, а через два года выиграл престижный конкурс винтокрылых машин в Индии. Ми-4 широко применялись как в Вооруженных
Силах, так и в народном хозяйстве и на протяжении нескольких десятилетий составляли основу отечественной винтокрылой авиации.
На базе Ми-4 были созданы более 30 модификаций военного и гражданского назначения.
Высокая надежность Ми-4 сделала его "долгожителем" - некоторые его экземпляры эксплуатируются до сих пор.
Более 700 вертолетов Ми-4 были проданы в 34 страны мира. В 1958 г. к производству Ми-4 приступила КНР. До 1979 г. там было
построено 545 аппаратов под названием Z-5. С него началось китайское вертолетостроение.
Вертолет Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Создание вертолета
было ускорено возросшей ролью вертолетов в вооруженных силах, подтвержденной на практике в военных действиях в Корее,
особенно при высадке вертолетами в 1951 г. морского десанта в Инчоне.
Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок
— в течение одного года: 5 октября 1951 г. было подписано постановление правительства о создании вертолета и началась его
конструктивная разработка, а уже в июне 1952 г. первый опытный вертолет БД-12 (вертолет десантный на 12 мест) совершил
первый полет (летчик-испытатель В.В. Виницкий) и в этом же году начал производиться серийно. В 1953 г. первые серийные
вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы.
По своим летно-техническим характеристикам и грузоподъемности вертолет Ми-4 значительно превосходил все зарубежные вертолеты.
Имея такую же компоновку силовой установки с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части фюзеляжа,
как у вертолета Сикорский 5-55, созданного в 1949 г., вертолет Ми-4 превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза,
перевозя нагрузку 1200 кг в нормальном варианте и 1600 кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников
с личным вооружением и боеприпасами и 16 десантников в перегрузочном варианте или грузы массой до 1600 кг, в том числе
пушку калибром 57 мм с расчетом, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход ГАЗ-67В, а
позже ГАЗ-69, и была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом — решение, которое
стало традиционным в дальнейшем для военно-траспортных вертолетов. Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола
для стрелка с пулеметом калибром 12,7 мм на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая
установка — специально
разработанный для него вариант поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1250 кВт,1700 л. с.,
разработанный ОКБ им. В.Д. Швецова.
При разработке и доводке вертолета Ми-4 был решен ряд сложных научно-технических проблем, среди которых устранение флаттера
лопастей несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов и увеличение ресурса основных агрегатов
. Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953 — 1966 гг. на вертолетном заводе в Казани, где было построено примерно 3200
вертолетов различных модификаций, из которых более 700 были поставлены в 1956—1966 гг. за рубеж в 24 страны; кроме того,
вертолеты Ми-4 под обозначением 2-5 производились в 1958 — 1979 гг. по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено
545 вертолетов. В 1955 ,г. на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет из Москвы до полярной станции “Северный полюс-5”
протяженностью более 5000 км. На вертолетах Ми-4 в 1956 — 1965 гг. были установлены 8 международных рекордов, в их числе
подъем груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м, а в 1958 г.
Вертолеты Ми-4 широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из
которых имелось 60 вертолетов. Уже в 1950 г. на воздушном празднике в Тушино демонстрировались 24 вертолета Ми-4, а в
1954 г. с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией.
В 1956 г. вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии, в 1961—1962 гг. в Индии, в 1965 г. в Пакистане,
в 1960—1975 гг. в Ираке, в Эфиопии в 1971—1980 гг. и других странах, а в 1978 г. в Афганистане, где они вскоре были
вытеснены вертолетами Ми-8 и. Ми-24. По данным на середину 1995 г., в вооруженных силах различных стран используются
555 вертолетов Ми-4: Албания — 18, Алжир — 30, Афганистан — 12, Болгария — 14, Венгрия — 40, Вьетнам — 30, Ирак — 40,
Йемен — 4, КНР — 350, Куба — 5, Судан —10 и др.
Вертолеты Ми-4 стали основой для создания большого числа модификаций для вооруженных сил, перечень которых и основные
особенности конструкции приводятся ниже:
Ми-4А — базовая модификация, основной транспортно-десантный вертолет вооруженных сил стран Варшавского Договора в
1950—1970 гг.;
Ми-4С — спасательный вертолет для ВВС и ВМФ, модификация Ми-4А, оснащен спасательной лебедкой грузоподъемностью 156
кг и снаряжением для спасательных операций над сушей и морем;
Ми-4ПС — поисково-спасательный вертолет; разработка была начата в 1958 г.; оснащен оборудованием для спасательных работ
в труднодоступных районах, РЛС “Рубин-В”, УКВ радиокомпасом “Приток”, радиокомпасом АРК-54, автопилотом АП-81, связной
радиостанцией РСБ 5,230, дополнительными топливными баками, спасательной лодкой ЛАС-5М и надувными баллонетами;
Ми-4М — противолодочный вертолет, в 1959 г. предъявлен на государственные испытания, в 1963 г. принят на вооружение
авиации ВМФ; оснащен гидроакустической станцией “Баку” и магнитометром АПМ-60; может нести 18 радиоакустических буев
РГНБ; вооружение составляет 100 глубинных бомб ПЛАБ-МК, вертолет оснащен оптическим прицелом ОПБ—1Р;
Ми-4МЭ — экспортный вариант Ми-4М, разработан в 1963 г., поставлялся в ряд стран;
Ми-4Т — вертолет-торпедоносец, развитие Ми-4М, без магнитометра и РЛС, был снабжен воздушной рамочной антенной СПАРУ-55,
прицелом НКПБ-7 в дополнение к оптическому прицелу ОПБ-1Р, контейнером для гидроакустических буев и двустворчатым
контейнером для авиационной торпеды АТ-1, увеличенный запас топлива обеспечивал дальность 500 км; вертолет мог использоваться
в варианте морского бомбардировщика с бомбовой нагрузкой до 500 кг из глубинных бомб ПЛАБ разного калибра;
Ми-4АВ —вооруженный вариант Ми-4А, первый отечественный транспортно-боевой вертолет для непосредственной поддержки
наземных войск, на форменных пилонах по бокам фюзеляжа могли подвешиваться на 6 балочных держателях авиационные бомбы,
контейнеры с НАР калибром 57 мм и пусковые установки для четырех ПТУР “Фаланга” с радиокомандной системой наведения;
вертолет был снабжен оптическим визиром Ш121, коллиматорным прицелом ПКВ и оптическим прицелом ОПБ-1Р; в 1967—1968 гг.
в вариант Ми-4АВ было переоборудовано 200 вертолетов Ми-4А.
Были разработаны и производились также другие модификации вертолета Ми-4 для военного применения: вертолеты-тральщики
для разведывательного траления минных полей и протраливания узкой полосы впереди головного корабля-тральщика; вертолеты
— летающие пункты связи наземных войск; вертолеты радиопротиводействия и постановки помех; вертолеты санитарные и
вертолеты — летающие операционные.
Кроме того, был разработан ряд модификаций вертолета для гражданского применения:
Ми-4П — пассажирский, для перевозки
10 пассажиров и 200 кг груза. Вертолеты Ми-4П обслуживали около 100 вертолетных линий, в том числе-в Москве для
доставки авиапассажров от центрального аэровокзала до аэропортов; был построен также ряд пассажирских вертолетов
для правительственных перевозок с улучшенной планировкой кабины и обтекателями колес на опорах шасси;
Ми-4СХ — сельскохозяйственный, с опрыскивателем для жидких химикатов, с баком емкостью 1600 кг или распылителем
для твердых химикатов массой до 1000 кг; вертолет — летающий кран с системой внешней подвески грузов массой до 2000 кг;
Ми-4Л — противолесопожарный вертолет для борьбы с лесными пожарами; в грузовой кабине устанавливались два бака
емкостью по 500 л и размещались 8 пожарных со снаряжением.
Property of slider2000 :)))
|