Mirage F-1С - основной истребитель ПВО французских ВВС конца 1970-х - первой половины 1980-х годов,
поступивший также в различных вариантах на вооружение ВВС 10 других стран, самолет "Мираж" F-1
останется в строю еще долгое время и, это можно утверждать уже сейчас, займет важное место
в истории боевой авиации. Он дает не часто встречающийся пример гармоничного сочетания
технической эстетики и эффективности: при классической чистоте форм и неотразимом обаянии
"галльского" изящества, производящего особое впечатление при осмотре самолета "живьем", он
успешно применялся в ряде военных конфликтов. Из французских самолетов по коммерческому
успеху и объему серийного производства Mirage F-1 уступает лишь своему предшественнику
- истребителю-бомбардировщику "Мираж" III. Российским авиаторам "Мираж" F-1 интересен и еще
в одном качестве: в ВВС Франции он состоит на вооружении прославленной эскадрильи
"Нормандия-Неман", ставшей символом совместных усилий двух стран в борьбе с фашизмом в годы
второй мировой войны.
Облик самолета "Мираж" F-1 формировался, пожалуй, в самое творчески напряженное и плодотворное
время для Марселя Дассо и возглавляемой им фирмы. Этот период "бури и натиска", начавшийся в 1962г.
и продолжавшийся до конца 1960-х годов, был обусловлен с одной стороны поиском фирмой новой конструкции
после передачи в 1960г. в серийное производство истребителя-бомбардировщика "Мираж" III, а с другой -
отсутствием твердых тактико-технических требований французских ВВС к боевому самолету нового типа
в связи с крупными политическими изменениями и пересмотром военной доктрины. Фирме были представлены
лишь самые общие предполагаемые требования: наибольшее число М полета не менее 2,2 с возможностью
кратковременного броска при М=2,5, разрушающая перегрузка в дозвуковом полете 12, в сверхзвуковом
полете - 10, минимальный радиус действия на малой высоте (150 м) около 560 км, длина ВПП для эксплуатации
самолета около 800 м, вооружение из двух встроенных пушек и одной-двух ракет класса воздух-воздух,
одной ядерной бомбы или обычного оружия класса воздух-земля. Опираясь на эти требования фирма Дассо
построила в 1964-1967 гг. опытные самолеты четырех различных схем, три из которых ("бесхвостка"
с треугольным крылом, самолет с крылом изменяемой стреловидности и вертикально взлетающий самолет)
, не получили развития.
По четвертой схеме (нормальная, со стреловидным крылом) были спроектированы три истребителя семейства
F (нормальной схемы со стреловидным крылом), из которых в 1967г. было принято решение принять на вооружение
одноместный самолет "Мираж" F-1, который разрабатывался фирмой на собственные средства и предназначался прежде
всего для всепогодного перехвата. Это решение основывалось на определившейся к тому времени новой военной
доктрине Франции, предусматривавшей самостоятельность в военном отношении и организацию обороны "на всех
направлениях". Первый полет опытного самолета "Мираж" F-1 состоялся 23 декабря 1966г. В мае 1967г. этот
самолет потерпел катастрофу вследствие флаттера. Программа разработки самолета и постройка предсерийных
самолетов были задержаны для выяснения причин флаттера и поиска путей его предотвращения. Первый из трех
предсерийных самолетов совершил первый полет 20 марта 1969г., первый серийный самолет F-1C - 15 февраля
1973г., поставки ВВС Франции начались 14 марта 1973г. Первое подразделение (авиаэскадрилья "Нормандия-Неман"
самолетов F-1C достигло стадии боевой готовности в начале 1974г. Серийное производство завершилось в 1990г.
после постройки более 730 самолетов.
На вооружение 12-го авиакрыла
ВВС Франции "Миражи" F-1C поступили в середине 1976 года. Вместе с "Миражами" в строй 12-го
авиакрыла встали такие самолёты как "Мистер IV A", "Ураган"
и "Супер Мистер B2". Всего в 12-ом авиакрыле насчитывалось 3 эскадрилии, состав каждой имел
на вооружении один тип истребителя. Все "Миражи" F-1C были приписаны к 1 эскадрилье 12-го
авиакрыла ВВС Франции.
|