Истребитель Kyushu J7W1 "Shinden" (Яркая молния) оказался единственным проектом боевого самолета конфигурации
"утка", производство которого планировали во время второй мировой войны, и ставшим наиболее необычным самолетом,
построенным в Японии.
Идея такой "сумасшедшей" компоновки принадлежала капитану технического штаба японского флота Масаоки Цуруно.
При этом с самого начала подразумевалась замена в дальнейшем поршневого двигателя с толкающим винтом на турбореактивный.
Вскоре после начала работ по самолету 1-й морской авиационно-технический арсенал получил задание спроектировать опытный
планер такой же схемы МХY6 для оценки его управляемости. Всего для флота на "Chigasaki seiso К.К." были изготовлены три
планера МХY6 цельнодеревянной конструкции с крылом умеренной стреловидности и дополнительными вертикальными поверхностями
на середине крыла за элеронами. Летные испытания планеров начались в августе 1943 года. Позже один из планеров получил
небольшой четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения "Semi-11" мощностью 22 л.с. Так как возможность использования
схемы «утка» была доказана, флот выдал Kyushu заказ на "истребитель-перехватчик тип "Ohtsu" в рамках программы 18-Shi.
Компания не имела опыта в проектировании скоростных самолетов, но зато имела относительно свободный от загрузки штат
конструкторов и незанятые мощности. Тем не менее флот решил передать в помощь фирме часть сотрудников 1-го арсенала
во главе с капитаном Цуруно.
Работа над J7W1 началась в июне 1944 года. Первый опытный самолет был готов через десять месяцев. В его носовой
части была установлена батарея из четырех 30-мм пушек "тип 5". Самолет также отличался трехстоечной схемой шасси с
носовым колесом. Кроме того на вертикальных плоскостях на крыле были дополнительные опоры с убираемыми колесами.
Пилот сидел перед крылом. Двигатель был выбран 18-цилиндровый воздушного охлаждения Mitsubishi МК90 (Hа-43) мощностью 2130 л.
и приводил во вращение толкающий шестилопастный винт через удлиненный вал. Воздух для охлаждения двигателя поступал через
два узких воздухозаборника, расположенных по бокам фюзеляжа.
Hастоятельная необходимость в эффективном перехватчике заставила флот заказать серийное производство нового
самолета даже до первого полета опытного J7W1, причем сразу на заводах Kyusyu и Nakajima. Hо в тех условиях постоянных
бомбежек, в которых тогда работала японская промышленность, план производства 150 "Shinden" в месяц был слишком
оптимистичным – удалось изготовить только один опытный самолет.
С самого начала его испытаний возникли трудности с охлаждением двигателя на земле, что вместе с непоставками
необходимого оборудования задержало первый полет J7W1 до 03.08.1945, когда его поднял в воздух капитан Цуруно. Всего
до капитуляции Японии в трех полетах было налетано 45 мин. Hо даже в них возникли проблемы из-за сильного реактивного
момента винта и вибрации длинного вала двигателя. Готовый второй опытный самолет до конца войны облетать не успели,
и позже его направили в Штаты. Реактивный вариант самолета J7W2 планировалось оснастить двигателем Ме-130 тягой 900 кгс.
|